Статья на тему : Гранола в средние века

ак Вы, возможно, знаете, в Москве недавно проходил рыцарский турнир святого Георгия, на который лично мне очень хотелось попасть. Как только я узнал о предстоящем событии, в моей голове начал складываться коварный план. – Нужно всего лишь подать от компании заявку на участие в «средневековой» ярмарке, и дело в шляпе.

Убедив руководство в перспективности предстоящего мероприятия, я написал организаторам. Их ответ меня неприятно поразил. Они отказали, мотивировав это тем, что гранола (продукция, производимая нашей компанией) не входит в список средневековых блюд.

Поначалу, я удивился, ведь, казалось бы, орехи, цельные злаки, ягоды и мед употреблялись человеком в пищу с незапамятных времен. Однако общепризнанные источники возводят историю продукта к американскому священнику начала XIX века Сильвестру Грэму, создателю т.н. «муки Грэма», полезность которой он обосновывал сохранением «полезных веществ» цельного зерна благодаря наличию отрубей и отказом от потенциально вредного отбеливания муки.

Несмотря на это, я не стал отчаиваться. - Я вознамерился доказать, что википедия, а вместе с ней и организаторы турнира, ошибаются. Что-то в «официальной» истории не давало мне покоя. Ведь Грэм призывал к употреблению в пищу муки более грубого помола, в которой бы сохранялось цельное (пусть и плющеное) зерно, а значит, технологически, сделать шаг назад и, фактически, вернуться к тому, что было ранее.

Итак, что же мы собственно знаем о питании людей в Средние века? Когда задаешься подобным вопросом, в голове моментально возникают картины охоты и жарящейся на вертеле туши кабанчика или оленя. Однако, как представляется мне, в данном случае наши представления весьма далеки от истины, ведь мясо не могло занимать значительную долю в ежедневном рационе большинства населения. Достаточно вспомнить приписываемую Генриху IV фразу: «если Бог даст мне немного времени, каждый крестьянин в моем королевстве будет иметь возможность поесть в воскресенье курицу».


То есть ситуация, в которой семья хотя бы раз в неделю (!) может позволить себе курицу воспринимался еще в середине XVI века как идеал, которого только предстоит достигнуть! Возникает закономерный вопрос, чем же питалось население, которое курицу могло позволить в лучшем случае в воскресенье, оставшиеся шесть дней в неделю? Ответ был найден мной в следующем пассаже:

«К началу средневековья большинство предпочитало есть белый хлеб, сделанный из пшеницы, - доктора тех времен рекомендовали его как самый полезный, - однако бедняки, которым он был не по карману, пекли также хлебные изделия из овса и ржи. Часто, при необходимости, добавляли рис, горох, чечевицу, каштаны, желуди и другие ингредиенты в смесь.» http://www.medievalists.net/2013/07/04/bread-in-the-middle-ages/  

Обратите внимание, средневековые крестьяне делали не муку, как таковую, а перетирали ингредиенты между каменными жерновами  - получали комочки, которые они впоследствии запекали. Это было подобие плющеного зерна или крупки, - того, что сегодня мы называем «кранчем», того, что составляет основу гранолы, и того, что советовал есть вышеупомянутый Сильвестр Грэм. Подобные смеси в средневековой Франции назывались… «меслин» («meslin»), что до боли напоминает современное слово «мюсли» («muesli»), запекая которые мы и получаем гранолу.

Возникает закономерный вопрос, почему же мы ничего не знаем о средневековом прошлом гранолы, которую мы считаем относительно новым изобретением в кулинарии? Ответ на него довольно прозаичен. Кулинарные книги писались (и печатались) для тех, кто мог их прочитать, то есть подавляющего меньшинства населения, элиты, которая могла позволить себе не только мясо, но и другие деликатесы. Все остальные ели хлеб. Тот факт, что он по составу и консистенции подозрительно напоминал современные рецептуры гранолы и мюсли является, по-видимому, случайным совпадением. 

Похожие статьи

Популярное

Легенда о Фей Хо А
Легенда о Фей Хо А
О происхождении названия "фейхоа". Старинная легенда.