Ритуалы и еда

Ритуалы и еда

«Поднебесная сильна ритуалами», - говорил Конфуций. Однако, как бы ни был высок авторитет данного мыслителя, в повседневной жизни мы предпочитаем опираться на здравый смысл, нежели на постулаты весьма туманного и сложного для понимания учения, созданного две с половиной тысячи лет назад. Уже начиная с эпохи «Нового времени» при выборе поведения люди стали руководствоваться в большей степени велениями собственного разума, нежели требованиями ритуала. Объясняется это следующим образом. Разум говорит нам, что степень эффективности любого действия напрямую зависит от того, насколько это действие сообразно цели, которую оно преследует. Действия, совершаемые в рамках ритуала, не приближают нас к намеченной цели и, следовательно, не эффективны, то есть не рациональны. Вот и получается, что чем большие успехи человечество делало на пути развития разума, тем меньшая роль отводилась ритуалу. Конечно же, это не означает, что ритуал полностью исчез из наших жизней. Даже если мы ограничимся только сферой питания, мы с легкостью вспомним десятки, если не сотни обрядов, сопровождающих принятие пищи. Практически в любой культуре моно найти ритуалы, связанные с едой. К ним относятся и традиция задувать свечки на торте в день рождения, и приготовление американцами индейки в день благодарения, и японская чайная церемония. И, тем не менее, это лишь жалкие крохи, оставшиеся от былого величия. – Из нашей повседневной жизни ритуалы, связанные с едой, практически исчезли. Завтрак – это, в лучшем случае, йогурт/каша, проглоченные второпях. Наш обед состоит из заказанной в ближайшей забегаловке пиццы. А ужин - из бутерброда, который мы проглатываем, сидя за компьютером. С точки зрения разума, еда – это всего лишь удовлетворение базовой потребности и не более, а потому любые отклонения от этой простой и ясной цели не необходимы, и, следовательно, излишни. Однако, в таком деле, как еда, как мне кажется, ритуал может быть не только помехой, но и серьезным подспорьем. Так как, согласитесь, одно дело – удовлетворить потребность, и совершенно другое – ощутить себя сытым и удовлетворенным. Так, в Гарвардском университете, а также в университете Миннеаполис штата Миннесота был проведен следующий эксперимент. Группу студентов разделили пополам. Одна половина подопытных должна была съесть морковь, предварительно постучав кулаком по столу, а другая, не делая этого. Ко всеобщему удивлению, те, кто сопровождал поедание моркови ритуалом, оценили полученное ими от этого удовольствие, в среднем, выше, нежели те, кто этого не делал. Также было выяснено, что первая группа готова была заплатить за съеденную ими морковь больше, нежели вторая. Таким образом, исследования показали, что ритуалы, сопровождающие прием пищи, не только не вредны, но также способны усилить наслаждение, получаемое человеком от еды. Было также обнаружено, что даже простейшие обряды повышают интерес участника к тому, что он пьет или ест. «Как же, - спросите Вы, - это соотносится со сказанным мной ранее?». Тут дело в том, что, хоть действия, совершаемые в ходе ритуала, и не имеют в большинстве своем утилитарного назначения, его утрату они сполна компенсируют тем, что привносят в окружающую нас действительность дополнительные оттенки смысла, тем самым обогащая ее. Совершая ритуал, мы обозначаем для себя и окружающих наше намерение совершить действие, которое этот ритуал символизирует (в данном случае – начало акта приема пищи). Как показали исследования, мы тем самым, мы снижаем вероятность отвлечься во время еды, что, в свою очередь, приводит к тому, что мы съедаем меньше. Прелесть в том, что в качестве ритуала могут выступать какие-угодно действия: очищение стола от посторонних предметов, зажжение свечей, включение музыки и т.д. – таким образом Вы сконцентрируйтесь на предстоящем приеме пищи и ни на чем другом. Так перед тем, как съесть любую гранолу «Барбарум» с утра, я обязательно выключаю в комнате свет и задергиваю штору в комнате. А какие ритуалы используете Вы, перед те как съесть нашу гранолу?

«Поднебесная сильна ритуалами», - говорил Конфуций. Однако, как бы ни был высок авторитет данного мыслителя, в повседневной жизни мы предпочитаем опираться на здравый смысл, нежели на постулаты весьма туманного и сложного для понимания учения, созданного две с половиной тысячи лет назад. Уже начиная с эпохи «Нового времени» при выборе поведения люди стали руководствоваться в большей степени велениями собственного разума, нежели требованиями ритуала.
Объясняется это следующим образом. Разум говорит нам, что степень эффективности любого действия напрямую зависит от того, насколько это действие сообразно цели, которую оно преследует. Действия, совершаемые в рамках ритуала, не приближают нас к намеченной цели и, следовательно, не эффективны, то есть не рациональны. Вот и получается, что чем большие успехи человечество делало на пути развития разума, тем меньшая роль отводилась ритуалу.
Конечно же, это не означает, что ритуал полностью исчез из наших жизней. Даже если мы ограничимся только сферой питания, мы с легкостью вспомним десятки, если не сотни обрядов, сопровождающих принятие пищи. Практически в любой культуре моно найти ритуалы, связанные с едой. К ним относятся и традиция задувать свечки на торте в день рождения, и приготовление американцами индейки в день благодарения, и японская чайная церемония.
И, тем не менее, это лишь жалкие крохи, оставшиеся от былого величия. – Из нашей повседневной жизни ритуалы, связанные с едой, практически исчезли. Завтрак – это, в лучшем случае, йогурт/каша, проглоченные второпях. Наш обед состоит из заказанной в ближайшей забегаловке пиццы. А ужин - из бутерброда, который мы проглатываем, сидя за компьютером.
С точки зрения разума, еда – это всего лишь удовлетворение базовой потребности и не более, а потому любые отклонения от этой простой и ясной цели не необходимы, и, следовательно, излишни. Однако, в таком деле, как еда, как мне кажется, ритуал может быть не только помехой, но и серьезным подспорьем. Так как, согласитесь, одно дело – удовлетворить потребность, и совершенно другое – ощутить себя сытым и удовлетворенным.
Так, в Гарвардском университете, а также в университете Миннеаполис штата Миннесота был проведен следующий эксперимент. Группу студентов разделили пополам. Одна половина подопытных должна была съесть морковь, предварительно постучав кулаком по столу, а другая, не делая этого. Ко всеобщему удивлению, те, кто сопровождал поедание моркови ритуалом, оценили полученное ими от этого удовольствие, в среднем, выше, нежели те, кто этого не делал. Также было выяснено, что первая группа готова была заплатить за съеденную ими морковь больше, нежели вторая.
Таким образом, исследования показали, что ритуалы, сопровождающие прием пищи, не только не вредны, но также способны усилить наслаждение, получаемое человеком от еды. Было также обнаружено, что даже простейшие обряды повышают интерес участника к тому, что он пьет или ест.
«Как же, - спросите Вы, - это соотносится со сказанным мной ранее?». Тут дело в том, что, хоть действия, совершаемые в ходе ритуала, и не имеют в большинстве своем утилитарного назначения, его утрату они сполна компенсируют тем, что привносят в окружающую нас действительность дополнительные оттенки смысла, тем самым обогащая ее.
Совершая ритуал, мы обозначаем для себя и окружающих наше намерение совершить действие, которое этот ритуал символизирует (в данном случае – начало акта приема пищи). Как показали исследования, мы тем самым, мы снижаем вероятность отвлечься во время еды, что, в свою очередь, приводит к тому, что мы съедаем меньше.
Прелесть в том, что в качестве ритуала могут выступать какие-угодно действия: очищение стола от посторонних предметов, зажжение свечей, включение музыки и т.д. – таким образом Вы сконцентрируйтесь на предстоящем приеме пищи и ни на чем другом. Так перед тем, как съесть любую гранолу «Барбарум» с утра, я обязательно выключаю в комнате свет и задергиваю штору в комнате. А какие ритуалы используете Вы, перед те как съесть нашу гранолу?

Картинки по запросу food rituals

Похожие статьи

Популярное

Эволюционные императивы
Эволюционные императивы
Место правильному питанию - на свалке истории!
DATA_PUBLISHED
IMAGEURL
IMAGE_NAME
IMAGE_CAPTION
IMAGE_DESCRIPTION
IMAGE_HEIGHT
IMAGE_WIDTH