Здесь водятся драконы
Будучи в Чехии, мне довелось побывать в замке Карлштейн, который был построен по приказу Карла IV, императора Священной Римской империи в середине XIV века. Помимо интересных деталей интерьера и картин, экскурсовод показал нам череп дракона, якобы убитого святым Георгием.
Продемонстрированная святыня подозрительно напоминала череп крокодила. Думаю, что в тот момент не у одного меня мелькнула в голове циничная мысль о размере вознаграждения, которое получил тот, кто привез королю подобную «диковинку».
Однако, несмотря на многочисленные случаи мошенничества, подобные экспонаты всегда привлекали и, вероятно, будут людей. Так, еще в 58 году до нашей эры «хребет морского змея, убитого Персеем», был выставлен в Риме на всеобщее обозрение. А истории про драконов можно найти, например, в работах Геродота.
Даже сегодня, когда рассказами о драконах уже никого нельзя обмануть, остаются энтузиасты, которые всеми силами стараются вдохнуть жизнь в старинную легенду. Они пишут книги, делают игры, снимают сериалы, а иногда ваяют останки в «натуральную» величину, как это сделал в своей мастерской Дэйв Крессвелл.
И именно факт наличия людей, которые вопреки существованию бесспорных доказательств обратного, продолжают культивировать миф о драконах, делает это явление столь занимательным. А вовсе не вопрос о том, существовали ли драконы когда-то на самом деле или нет.
Итак, почему же кто-то может хотеть продолжать верить в существование драконов, пусть понарошку, пусть на страницах книги, на экране монитора или телевизора, невзирая на логику и доводы здравого смысла?
На мой взгляд, дело здесь в том, что собой символизирует дракон. Однако ответить подобным образом – все равно что ничего не сказать. Ведь дракон – это, во-первых, комплексный символ. Он сочетает в себе символы змеи, льва, скорпиона и огня, каждый из которых сам по себе имеет сотни значений. Во-вторых, в разные века у различных народов данный символ имел подчас противоположные значения. В Китае дракон, среди прочего, может означать счастье, богатство, удачу. А, например, в христианской средневековой Европе – смерть, тьму и искушение.
Конечно же, можно еще долго перечислять, какие оттенки значений приобретал символ дракона в том или ином контексте и не на шаг не приблизиться к решению заинтересовавшей нас проблемы. Мне же представляется, что несмотря на всю разность подходов к толкованию данного символа, он имеет единый объяснение, с точки зрения психологии.
Как писал Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Тысячеликий герой», «основная функция мифологии … всегда заключалась в символике, увлекающей человеческий дух вперед, в противодействии тем другим низменным человеческим фантазиям, которые привязывают нас к прошлому». Иными словами, одна из важнейших функций мифа – подготовка человека к переходу из детства и юности во взрослую жизнь.
Таким образом, в западной традиции, дракон является стражем порога, искушением, низменными импульсами, злом, которого герой должен победить, чтобы завоевать руку принцессы, приобрести несметные богатства, доказать свое мужество. В восточной же традиции дракон будет для героя либо проводником из одного состояния в другое (мудрым учителем/советчиком), либо же олицетворением той независимости/силы/власти/понимания, которые наступят в результате перехода (карп, поднявшийся по водопаду, становится драконом).
Поэтому, как мне кажется, нет ничего удивительного, что в мире, где наука учит не верить мифам и легендам, люди продолжают, вопреки логике и здравому смыслу, искать сказку на страницах книг и экранах мониторов. Они, всего лишь, отчаянно стремятся уцепиться, как за спасательный круг, за те символы, что помогут им перестать стоять на месте и начать двигаться вперед.
Пройдя водопад,
Драконом становится
Решительный карп