Клочки по закоулочкам

Клочки по закоулочкам

Когда речь заходит о том, что составляет культурное наследии нации, люди не без оснований вспоминают о сказках. Ведь именно в них закодированы понятия народа о том, что хороша, а что плохо, предпочтительные пути выхода из трудных ситуаций и многое, многое другое. Однако, если кого-нибудь из нас спросить, о чем повествует та или иная сказка, иными словами, в чем ее смысл, то он или она, скорее всего, растеряется. Почему так происходит? В детстве мы либо просто не задумываемся над подобными вопросами, либо нам еще не хватает контекста, чтобы понять все нюансы повествования. Когда же мы становимся взрослыми, сюжеты сказок уже поблекли в нашей памяти, и нам некогда размышлять, в чем же заключается их сокровенный смысл, а стоило бы. Ведь, даже если мы не помним фабулу, тот факт, что в детстве многие сказки мы прослушали не по одному разу, гарантирует, что их «мораль» останется с нами на всю жизнь. Для иллюстрации этого, достаточно вспомнить как часто мы используем выражения, на подобии «как кур во щи» или «как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Лишь редкие моменты в жизни заставляют нас задуматься и вспомнить то, что давно забылось и было унесено обрушивающимся на нас ежедневно информационным потоком. Для меня таким моментом стало посещение выставки работ Юрия Норштейна и его жены Франчески Ярбусовой в Новинском пассаже. Данный творческий дуэт известен широкой публике прежде всего за мультик «Ёжик в тумане», которому и было посвящено четыре пятых экспозиции, оставшаяся часть была отведена другим работам. В одном из углов выставочного зала мне на глаза попала детская книга с иллюстрациями Франчески Ярбусовой. Книга была раскрыта на сказке о лисе и зайце. Итак, о чем же нам повествует эта сказка? Жили по соседству лиса и заяц. Лиса – в красивой ледяной избушке, а заяц – в простенькой лубяной. Пришло лето, и избушка лисы растаяла, она попросилась к зайцу в дом, а когда тот ее пустил, выгнала его силой. Далее по сюжету заяц просит помощи поочередно у собаки/волка, медведя и быка. Однако все они, испугавшись угроз лисы («как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»), в страхе бегут от нее. Наконец, заяц встречает петуха с косой/саблей, который прогоняет/убивает лису, после чего поселяется вместе с зайцем в доме последнего. Давайте подумаем, если каждая сказка – это образная инструкция по решению стандартных затруднений, то что же описано в данной сказке? Если опустить настойчивую рекомендацию предпочесть надежность красоте, то речь здесь идет, не много ни мало, как о рейдерском захвате чужой собственности. Каково же предложенное решение проблемы? Найти специалиста для физического «устранения» рейдера. По сути, вся сказка большая часть данной сказки как раз и посвящена завуалированному описания тех качеств, которыми данный специалист и должен обладать. Это должна быть ни собака (сторож, охранник), ни медведь (медленное, неповоротливое государство), ни бык (глупый, прямолинейный представитель трудящегося большинства), но петух-горлопан, который не только угрозу лисы ответит своей угрозой, но и от угрозы перейдет непосредственно к действию. Однако и цена такого решения проблемы будет велика – ты будешь вынужден отдать половину собственности своему «спасителю». Заметьте, что вариант решить проблему собственными силами (убеждением или принуждением) даже не рассматривается. Вдвойне интересен тот факт, что вариант с привлечением государства рассматривается и недвусмысленно отвергается как бесперспективный. Не стоит также забывать завуалированный намек на то, что любая бескорыстная помощь ближнему твоему обернётся тем, что тот посчитает тебя слабым и обязательно обманет. Вот на таких сказках росли мы, и, скорее всего, будут расти наши дети. Забавно до дрожи, не правда ли?

Картинки по запросу лиса и заяц норштейн книгаКогда речь заходит о том, что составляет культурное наследии нации, люди не без оснований вспоминают о сказках. Ведь именно в них закодированы понятия народа о том, что хороша, а что плохо, предпочтительные пути выхода из трудных ситуаций и многое, многое другое. Однако, если кого-нибудь из нас спросить, о чем повествует та или иная сказка, иными словами, в чем ее смысл, то он или она, скорее всего, растеряется. Почему так происходит?

В детстве мы либо просто не задумываемся над подобными вопросами, либо нам еще не хватает контекста, чтобы понять все нюансы повествования. Когда же мы становимся взрослыми, сюжеты сказок уже поблекли в нашей памяти, и нам некогда размышлять, в чем же заключается их сокровенный смысл, а стоило бы.

Ведь, даже если мы не помним фабулу, тот факт, что в детстве многие сказки мы прослушали не по одному разу, гарантирует, что их «мораль» останется с нами на всю жизнь. Для иллюстрации этого, достаточно вспомнить как часто мы используем выражения, на подобии «как кур во щи» или «как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»

Лишь редкие моменты в жизни заставляют нас задуматься и вспомнить то, что давно забылось и было унесено обрушивающимся на нас ежедневно информационным потоком. Для меня таким моментом стало посещение выставки работ Юрия Норштейна и его жены Франчески Ярбусовой в Новинском пассаже.

Данный творческий дуэт известен широкой публике прежде всего за мультик «Ёжик в тумане», которому и было посвящено четыре пятых экспозиции, оставшаяся часть была отведена другим работам. В одном из углов выставочного зала мне на глаза попала детская книга с иллюстрациями Франчески Ярбусовой. Книга была раскрыта на сказке о лисе и зайце.

Итак, о чем же нам повествует эта сказка? Жили по соседству лиса и заяц. Лиса – в красивой ледяной избушке, а заяц – в простенькой лубяной. Пришло лето, и избушка лисы растаяла, она попросилась к зайцу в дом, а когда тот ее пустил, выгнала его силой.

Далее по сюжету заяц просит помощи поочередно у собаки/волка, медведя и быка. Однако все они, испугавшись угроз лисы («как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»), в страхе бегут от нее. Наконец, заяц встречает петуха с косой/саблей, который прогоняет/убивает лису, после чего поселяется вместе с зайцем в доме последнего.

Давайте подумаем, если каждая сказка – это образная инструкция по решению стандартных затруднений, то что же описано в данной сказке? Если опустить настойчивую рекомендацию предпочесть надежность красоте, то речь здесь идет, не много ни мало, как о рейдерском захвате чужой собственности. Каково же предложенное решение проблемы? Найти специалиста для физического «устранения» рейдера.

По сути, вся сказка большая часть данной сказки как раз и посвящена завуалированному описания тех качеств, которыми данный специалист и должен обладать. Это должна быть ни собака (сторож, охранник), ни медведь (медленное, неповоротливое государство), ни бык (глупый, прямолинейный представитель трудящегося большинства), но петух-горлопан, который не только угрозу лисы ответит своей угрозой, но и от угрозы перейдет непосредственно к действию. Однако и цена такого решения проблемы будет велика – ты будешь вынужден отдать половину собственности своему «спасителю».

Заметьте, что вариант решить проблему собственными силами (убеждением или принуждением) даже не рассматривается. Вдвойне интересен тот факт, что вариант с привлечением государства рассматривается и недвусмысленно отвергается как бесперспективный. Не стоит также забывать завуалированный намек на то, что любая бескорыстная помощь ближнему твоему обернётся тем, что тот посчитает тебя слабым и обязательно обманет. Вот на таких сказках росли мы, и, скорее всего, будут расти наши дети. Забавно до дрожи, не правда ли?

Похожие статьи

Популярное

Легенда о Фей Хо А
Легенда о Фей Хо А
О происхождении названия "фейхоа". Старинная легенда.
DATA_PUBLISHED
IMAGEURL
IMAGE_NAME
IMAGE_CAPTION
IMAGE_DESCRIPTION
IMAGE_HEIGHT
IMAGE_WIDTH