Власть технологии и технология власти
Данная статья началась с анекдота: чем человек отличается от золотой рыбки и воробья. А что если воспринять данный вопрос всерьез и сформулировать его в следующей форме: «Чем животные отличаются друг от друга?»
С точки зрения теории эволюции, ответ будет «механизм приспособления к окружающей среде». Иными словами, воробей летает, рыбка плавает, а что делает человек, что выделяет человека из ряда других животных?
У человека особый механизм адаптации, - инструментализация мира. Труд сделал человека человеком, а если еще точнее, - орудия, которые человек использует. Взяв палку в руки, обезьяна перестала быть обезьяной, и стала человеком.
Все в мире человек рассматривает как средство или препятствие к достижению его цели, иными словами, как инструмент, орудие своих интересов, - это и есть основание механизма приспособления человека, это также и основание всей нашей науки и технологии. Таким образом, человек становится человеком через осуществление власти над природой, над средой, которая его окружает.
Отражением этого процесса является язык: человек запечатлевает вещь и действие звуком и тем самым вступает во владение ею, ведь, как известно, давать имена – право господина [i]. Следовательно, рациональность распоряжения, рациональность господства – имманентно заложены в нашей науке и технике.
Техника должна была даровать нам освобождение от бремени природной необходимости - она развивалась как освобождения от соответствующих функций человеческого организма. Сначала происходит усиление и замещение функций двигательного аппарата (рук и ног), затем – производство энергии (человеческое тело), потом – функций чувствительного аппарата (глаз, ушей), и, наконец, функций центра управления (головного мозга) [ii]
[i] Фридрих Ницше «Генеалогия морали», Санкт-Петербург, издательский дом «Азбука-классика», 2008 год, стр. 18
[ii] Юрген Хабермас «Техника и наука как идеология», Праксис, Москва, 2007 годл, стр. 59 – 60